• Валентин Снегирев

Законопроект "О минимальном потребительском бюджете в Пензенской области"

Вы знали, что население Пензенской области обладает правом законодательной инициативы согласно Уставу Пензенской области:

До сих пор, ни одной инициативы от имени населения Пензенской области не было реализовано.


Причины простые:

- Законодательное Собрании Пензенской области, ничего не хочет рассматривать, никаких ПОЛЕЗНЫХ инициатив (законопроектов) видеть не желает;

- процедура прописана так, что реализовать её практически невозможно. Кто хоть раз собирал подписи знают, что обычному человеку собрать 5.000 подписей, оформленных с паспортными данными - это нереальная задача.


Я всё же решил, попробовать внести в Законодательное Собрание Пензенской области законопроект от имени населения Пензенской области.


Какую инициативу выбрать для пилотного законопроекта?


Понятно, что он должен:

- затрагивать реальную проблему;

- волновать широкие народные массы, а не только самую продвинутую часть горожан;

- действительно улучшать ситуацию к лучшему;

- быть коротким, простым и понятным.


Взвесив всё, я выбрал:

Проект Закона Пензенской области "О минимальном потребительском бюджете в Пензенской области";


Тезисно о законопроекте, если вам лень его читать:

Закон направлен на поддержание малоимущего населения, пенсионеров и людей, живущих за чертой бедности.


Чем поможет данный Закон?


Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит:

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Уровень жизни делиться на четыре категории:

  • достаток — потребление благ, обеспечивающее всестороннее развитие человека;

  • нормальный уровень — рациональное потребление по научно обоснованным нормам, которое обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

  • бедность — потребление благ на уровне сохранения работоспособности как границы воспроизводства рабочей силы;

  • нищета — минимально допустимый уровень потребления благ, которые позволяют только поддерживать жизнедеятельность человека.

В Пензенской области для расчетов минимальных уровней оплаты труда, социальных выплат, пенсий и пособий применяют понятие прожиточный минимум.

С 01.01.2020 года согласно Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации": прожиточный минимум - это минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.


Теперь он рассчитывается по новому и устанавливается на весь год:

7.953 рубля на пенсионера - 🤦‍♂️


Пензенское правительство очень любит хвастаться таким понятием, как средний размер оплаты труда, что он растет, а значит уровень жизни граждан повышается.

Средний размер оплаты труда - макроэкономический показатель, вычисляемый как среднее арифметическое значение заработных плат определённой группы работающего населения.

Говоря простым языком, показатель средней зарплаты исчисляется сложением всех оплат, от самых крупных, до самых скромных, и делением этой суммы на число работников:

Повсеместно используемый показатель средней заработной платы населения региона слабо отражает реальную картину доходов граждан.


Есть более точные показатели, одним из них является медианный доход.

Медианный доход - величина, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины ниже (50% – выше, 50% – ниже).


Медианный доход обычно ниже средней зарплаты на 15–30%, именно эта разница отражает степень расслоения в обществе и различия между доходами бедных и сверх доходами богатых.


Важнейшая роль в построении социальной политики принадлежит системе потребительского бюджета населения, который представляет собой баланс доходов и расходов различных групп населения, а также социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

Потребительский бюджет являются основным аналитическим и нормативным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования динамики, уровня и качества жизни населения.

Важной составляющей в построении потребительского бюджета является определение черты бедности, поскольку именно от нее зависит величина потребительского бюджета, а следовательно, и размеры устанавливаемых на его основе социальных выплат — пенсий, пособий по безработице, социальной помощи.


Черта бедности (ЧБ) - денежный показатель определения малоимущих в регионе.

Давайте посмотрим на график (данные по Пензенской области), как обстоят дела в регионе сейчас:

Как видно из графика, Минимальный размер оплаты труда и Прожиточный минимум находится ниже черты бедности.


В разработанный проект Закона я внес такое понятие как:

  • минимальный потребительский бюджет (МПБ) - определяет расходы на приобретение минимального набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

  • домохозяйство – двое или более лиц, живущих вместе в одной квартире/доме или его части, имеющих общий бюджет и совместное питание, вне зависимости от степени родства между ними. Одно лицо, проживающее в отдельной квартире/доме, комнате или их части и имеющее отдельный бюджет расходов на питание и удовлетворение иных потребностей, также считается домохозяйством.

  • шкала эквивалентности (ШЭ) - статистический инструмент, позволяющий приводить доходы (потребительские расходы) семей разного состава к сопоставимому виду.

Как известно, непосредственное сопоставление доходов (потребительских расходов) семей разного состава с целью сравнения их уровня жизни малосодержательно, один и тот же доход, обеспечивая приемлемый уровень жизни малой семье, ставит на грань бедности большую семью.

Чтобы использование семейного дохода в качестве индикатора жизненного уровня стало возможным, он нуждается в предварительной корректировке.

Я предложил назначить следующие значения эквивалента весов для членов домохозяйств:

1,0 - первому члену;

0,7 - каждому последующему члену от 7 лет и старше;

0,6 - каждому ребенку от 6 лет и младше;

0,8 - лицу с ограничением трудоспособности

1,0 - одиноко проживающему лицу старше 65 лет;


В функцию МПБ входит определение величины минимальных социальных выплат (пособий на детей, пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Теперь объясню принцип работы проекта Закона на примере:

В одной квартире живут два пенсионера (муж и жена), пенсия мужа составляет 13.200 рублей, жены 10.020 рублей.

Общий бюджет по их домохозяйству составляет - 23.220 рублей.

Величина прожиточного минимума пенсионера (для двоих) на 2021 год - 18.040 рублей.


Рассчитаем минимальный потребительский бюджет (МПБ) их домохозяйства:

Муж - 15.818 рублей * на шкалу эквивалентности 1 как первому члену домохозяйства;

Жена - 15.818 рублей * на шкалу эквивалентности 0,7 как последующему члену домохозяйства;


МПБ их домохозяйства = (15.818 * 1) + (15.818 * 0,7) = 26.891 рубль;

Общая доплата к пенсии составит = 26.891 рубль - 23.220 рублей = 3.671 рубль.


Пример 2:

В одной квартире проживает семья из 4 человек:

Мужчина (первый член домохозяйства) - доход составляет 25.500 рублей;

Женщина (второй член домохозяйства) - доход составляет 19.600 рублей;

Ребенок 15 лет;

Ребенок 6 лет;

Общий бюджет по их домохозяйству составляет - 45.100 рублей;


Величина прожиточного минимума (для семьи) на 2021 год - 41.192 рубля.


МПБ их домохозяйства = (15.818 * 1) + (15.818 * 0,7) + (15.818 * 0,7) + (15.818 * 0,6) = 47.454 рубля;

Социальная доплата = 47.454 - 45.100 = 2.354 рубля.