• Валентин Снегирев

Мусорная магия и её разоблачение

С января 2019 года стартовала так называемая "мусорная реформа". Услуга по вывозу ТБО стала не жилищной, а коммунальной.

Обращение с отходами поручено так называемым "региональным операторам", которые выполняют всю цепочку работ.


Государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с:

- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

- Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.


ООО «Управление благоустройства и очистки» (далее по тексту – ООО «УБО») осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пензенской области (Северная зона) заключенного с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области 28 сентября 2018 года.


Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее по тексту – орган регулирования) от 20.12.2019 №226 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год в размере 2.949,86 рублей без НДС.

Основанием для установления тарифов является протокол заседания Правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.12.2019 №130.


Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.


В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.


Необходимая валовая выручка (далее по тексту – НВВ), учтенная органом регулирования при утверждении предельных тарифов для ООО «Управления благоустройством и очисткой» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год, составила с 01.01.2020 по 31.12.2020 – 1 069 017 000 рублей.

В протоколе Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.12.2019 №130 не приводится анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям ООО «Управление благоустройства и очистки»:

Согласно подпункту «е» пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагается расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.


Таким образом, ООО "Управление благоустройства и очистки" обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.


В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.


ООО "УБО" должно было предоставить экономическое обоснование согласно:

пункта 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

В документе должна быть обоснованность расходов на транспортирование, в том числе стоимость одного тонно-километра или машино-часа, определенной с учетом типов и количества транспортных средств, которые использовались для сбора и вывоза ТКО, их технических характеристик, массы и плотности отходов, образующихся в каждой зоне деятельности регионального оператора, среднего количества контейнеров на площадке, среднего расстояния на площадке, средней дистанции на первом и втором плечах, доли крупногабаритных отходов, заполняемости контейнеров и мусоровозов, средней скорости транспорта в границах населенных пунктов и за их пределами, нормативного времени загрузки и выгрузки контейнеров, средних пробегов до автобазы, стоимости амортизации или лизинга транспортных средств, обязательных страховых и налоговых выплат, средних пробегов шин, стоимости технического обслуживания и ремонта, их периодичности, стоимости нормо-часа работы водителя и грузчика, нормативного количества человек в экипажах, процента отчислений на социальные нужды, средних цен на дизельное топливо и ГСМ, действовавших на момент проведения расчетов в Пензенской области и других показателей.

Экономически выгодная схема:


Но Архипов А.А. и его подельники разработали следующую схему хищения денежных средств у населения и воспользовалась пунктом 14 Основ ценообразования № 484, но подпунктом:

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

Договора заключены с 3 компаниями и действуют с 01.01.2020 по 31.12.2022 год.

Такая схема позволила им похитить из карманов жителей Пензенской области за 2019 год ~ 500.000.000 рублей, а в период с 2020 по 2022 год включительно еще смогут присвоить ~ 1.500.000.000 рублей.


Смотрите.


ООО "УБО" при подачи заявки на конкурс в отборе Регионального оператора, уже нарушило условия:

Где эти арендованные мусоровозы?


И еще интересный факт из заявки на конкурс:

Откуда?

А вот еще пример:

Цитата - "за счет собственных средств городское "Управление благоустройства и очистки" приобрело в лизинг 6 новых большегрузных мусоровозов".

Можно ли доверять этой информации? Кому принадлежит данный портал?

Портал как мы видим принадлежит Правительству Пензенской области, но я бы не стал им доверять, и вот почему:


Скриншот сделан с видео из статье penzainform.ru.


Давайте посмотрим кому машина принадлежит на самом деле:

Значит все таки у ООО "УБО" как минимум 6 мусоровозов были в аренде.

Но куда же эти 6 мусоровозов делись к концу 2018 года?

Собственник ООО "ЮКОН" "расторгнул" договор аренды на мусоровозы с ООО "УБО" и передал их в аренду аффилированным компаниям, для того чтобы осуществить схему №2.

Возьмем для примера еще один мусоровоз который работает на территории "Северная зона".

Согласно договору аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации № 178 от 01.01.2019 г., а также дополнительного соглашения к договору от 23.07.2019 г. и акта приемки-передачи транспортных средств от 23.07.2019 г. ООО «ЮКОН» передало в аренду (во временное владение и пользование) ООО «Чистый город» транспортное средство марки «МТС 6963-50-4» государственный регистрационный знак Р616ТН58.

Кроме того, согласно договору безвозмездного пользования № 831418 от 07.08.2018 г., заключенного между ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» и ООО «Чистый город», бортовое устройство на данном транспортном средстве находится в безвозмездном временном пользовании ООО «Чистый город» (система ПЛАТОН).


Давайте все рассмотрим на примере 2019 года.

Согласно госконтракту в 2019 году региональный оператор "Северная зона" ООО "УБО" должен вывезти 362.567 тонн ТКО.

Предельный единый тариф на услугу регионального оператора на территории "Северная зона" на 2019 год установлен Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в сумме 2.891,23 рубль за тонну.


Я взял информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год самого регионального оператора:

Основная часть расходов регионального оператора - транспортирование ТКО.

Как вы уже поняли у регионального оператора "Северная зона" - ООО "УБО" своих мусоровозов нет (и для хищения денежных средств они им и не нужны), поэтому они заключили 3 контракта с аффилироваными компаниями на сбор и транспортировку ТКО на 2019 год, предоставив расценки Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области для формирования тарифа:

Все 3 компании которые "выиграли" тендер полностью аффилированны с региональным оператором.

Схема "мусорной группировки".

Чтобы вы понимали, я показываю, как формируется цена для госзакупок на примере первого тендера:

То есть, ООО "УБО" запросила в пяти разных компаниях цены на работы согласно контракта.

Уверен на 100% что все пять фирм "подавших" коммерческие предложения, есть в схеме и все аффилированы с ООО "УБО" - Архипов А.А, сам назначил цены или ему их продиктовали сверху.


Ну вернемся к договорам:

1. ООО "Спецтранс" - сумма договора 68.156.920,35 рублей без НДС.

Объем сбора и транспортировки ТКО по договору: 28.415 тонн.

Цена за тонну по договору: 68.156.920,35 рублей / 28.415 тонн = 2.398,62 рублей.


2. ООО "Чистый город" - сумма договора 429.413.216,93 рублей без НДС.